Включение мониторинга резервуаров в федеральные нормы и правила(ФНП)

18.07.2023

15 декабря 2020 г. Ростехнадзором был утвержден приказ от № 529 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», ужесточающий требования к содержанию и оснащению хранилищ нефти и нефтепродуктов.

Положение распространяется и на вертикальные цилиндрические стальные сварные резервуары вместимостью от 100 до 50000 м3, используемые для хранения нефти и нефтепродуктов в зависимости от их физико-химического состава, конструктивного и климатического исполнения, взрывоопасности, в том числе на нефтяные резервуары следующих типов: РВС (резервуар со стационарной крышей без понтона, РВСП (резервуар со стационарной крышей с понтоном), резервуар с плавающей РВСПК (универсальные), РВСС (в северном исполнении).

При подготовке данного документа были использованы результаты расследования экологической катастрофы в Норильске, произошедшей 29 мая 2020 года, а также материалы внеплановых проверок анализа технического состояния нефтяных резервуаров в Арктической зоне.

Фото: Пресс-служба Минприроды РФ

29 мая 2020 года на территории ТЭЦ Норильского промышленного района Красноярского края произошла разгерметизация стального цилиндрического вертикального резервуара с дизельным топливом. В результате разлива нефтепродукта более 15 тысяч тонн ГСМ попали в акватории рек Далдыкан и Амбарная, 6 тысяч тонн — в грунт. Правительством Красноярского года в Норильске и на Таймыре был введен режим ЧС федерального значения.

Фото: Пресс-служба «Норникеля»/РИА Новости

Впоследствии Росприроднадзор оценил ущерб, нанесенный экологии в результате этой крупнейшей аварии в 148 миллиардов рублей. На ликвидацию ЧП (только прямые затраты) владельцем резервуара было затрачено 11,5 млрд рублей. По решению Арбитражного суда Красноярского края в феврале 2021 года виновные в экологической катастрофе выплатили сумму компенсации ущерба в 146,2 млрд рублей.

Согласно заключению госорганов РФ, а также крупной международной компании, проводивших расследование аварии, непосредственной ее причиной стало оседание основания резервуара (вследствие оттаивания многолетнемерзлых грунтов), что привело к деформациям выработавшего свой ресурс объекта и далее – к разрушению корпуса резервуара.

Фото: МЧС по Красноярскому краю./ТАСС

По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), с 2016 года надзорное ведомство не получало данных о критическом техническом состоянии резервуара: в виду того, что объект был выведен владельцем в ремонт, Ростехнадзор не имел возможности его проверки, что явилось, по мнению экспертов, важнейшей предпосылкой аварии.
Основное внимание в документе уделено обеспечению безопасной эксплуатации резервуаров нефтепродуктов в части регламентации эксплуатационно-технологических процессов и операций: транспортировки, приема, отгрузки, сливоналивным операциям, защиты от перелива, нормирования, дренажа и утилизации нефти и нефтепродуктов, эксплуатации и ремонта сливоналивных эстакад и цистерн, разогрева застывающих и высоковязких нефтепродуктов, молниезащиты и противопожарной защиты.

Фото: Морская спасательная служба Росморречфлота https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed640c09a7947e6aab2fb9d

Первое представление об автоматизированном мониторинге технического состояния нефтяных резервуаров появляется в разделе, посвященном резервуарным паркам, где отмечается, что данные объекты должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров, которые должны регистрироваться приборами с выводом показаний в помещение управления (операторную) и документироваться. Таким образом, описывается комплекс программно-технических средств СОУ с диспетчеризацией данных.

При этом документ конституирует не внедрение автоматизированных систем непрерывного мониторинга резервуаров в процессе их эксплуатации (которые являлись бы одновременно инструментом внутреннего производственного контроля и формой государственного надзора), но обязательное наличие неких предустановленных «технических решений», включающих контрольно-измерительные приборы, количество и порядок размещения которых нужно закладывать еще на этапе разработки проектной документации в зависимости от типа емкостей, условий их хранения и расположения в составе склада.

Так же в правилах подчеркивается, что в процессе эксплуатации резервуаров необходимо обеспечивать осмотр их технического состояния и техническое диагностирование в соответствии с требованиями организации-изготовителя, указанными в технической документации и определенными проектной документацией (документацией на техническое перевооружение).

В документе не конкретизируются параметры, порядок и алгоритмы «осмотра и диагностирования» (что считать ключевыми данными, позволяющими делать вывод о «здоровье» объекта, целесообразности его дальнейшей эксплуатации или наоборот, о полной выработке ресурса и его критическом состоянии, сигнализирующем о необходимости вывода резервуара из эксплуатации). Не дает четких рекомендаций владельцам резервуарных парков и их ИТ-подрядчикам по организации контроля объектов и положение Правил о том, что за осадкой основания каждого резервуара должно быть установлено систематическое наблюдение.

— Резервуар должен быть освобожден от нефтепродукта и выведен из эксплуатации при недопустимой неравномерной осадке, как указывает документ (Какую именно осадку считать недопустимой?);

— Результаты контроля технического состояния резервуара должны отражаться в журнале (эксплуатационном паспорте) резервуара (какие именно контрольные данные и с какой частотой нужно заносить в журнал объекта?);

— В первые 4 года после ввода резервуара в эксплуатацию (или до полной стабилизации осадки основания) необходимо ежегодно проводить нивелирование окрайки днища в абсолютных отметках, не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 метров.

В этой связи можно попытаться получить более точную методическую информацию по задачам и алгоритмам обследования и диагностирования резервуаров из другого положения надзорного ведомства:
— РД 08-95-95 «Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 25.07.95 N 38 (введен в действие с 01.09.95).

В основу оценки технического состояния резервуаров, как указывает этот специальный нормативный документ по диагностике резервуаров, положена цель безаварийной эксплуатации указанных опасных производственных объектов, для достижения которой необходимо контролировать следующие причины:
— наличие в материале и конструкциях объекта дефектов, развитие которых в процессе эксплуатации может привести к разрушению элементов резервуара;
— изменения геометрических размеров и осадки, крена основания по отношению к проектным значениям, которые вызывают сверхрасчетные напряжения;
— снижение конструктивной прочности несущих элементов резервуара, чреватые потерей им герметичности и последующим разрушением.

Положение предусматривает порядок и алгоритмы оценки технического состояния резервуаров по совокупности диагностируемых параметров с целью выработки рекомендаций об условиях их дальнейшей безопасной эксплуатации с вероятным остаточным ресурсом, сроках и уровнях последующих обследований, либо о необходимости проведения ремонта или исключения их из эксплуатации.

В другом месте документа указывается, что при измерении геометрических параметров конструкций должны использоваться стандартные или специальные методы и средства измерения, позволяющие получить точность не менее ± 0,1 мм. Однако, несмотря на то, что данный уровень точности измерений на практике можно получить сегодня только с помощью методов и цифровых средств автоматизированного мониторинга, и этом в документе «автоматизированный мониторинг» не получает своего статуса как высокоточного способа дистанционного контроля, предполагающего анализа большого числа данных, характеризующих состояние объекта и позволяющего делать достаточно точные прогнозы развития этого состояния.

Под мониторингом в данном случае следует понимать режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации об объектах контроля с использованием систем и методов дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств должностными лицами контрольного органа в целях предотвращения причинения ущерба охраняемым законом хозяйственным и экологическим ценностям.

Общий принцип производственного контроля следующий: чем ближе состояние конструкций подходит к предельным (предаварийным) состояниям, тем меньше период контроля. Другими словами, чем выше риск разрушения, тем более целесообразен автоматизированный мониторинг.

В соответствии с указанными требованиями законодательства, информационная система мониторинга резервуаров должна осуществлять:
— автоматизированный мониторинг и объективный организационно-технический контроль технологических и производственных процессов ОПО в нормальных условиях (аналитика динамических контролируемых показателей);
— предупреждение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (формирование расчетных моделей рисков, идентификация опасностей, анализ угроз);
— контроль и управление происшествиями (инциденты, аварии, пожары, несчастные случаи), способствуя локализации и минимизации последствий — людских потерь, травматизма и материального ущерба в аварийных условиях.

В этой связи, в отсутствующих в конечной редакции документа проектных тезисах Правил намерения Ростехнадзора по отношению к рынку нефтяных резервуаров были выражены гораздо более определенно:

Стальные вертикальные резервуары со сроком службы более 20 лет предлагается оснащать автоматизированными системами мониторинга и анализа, способными отслеживать их техническое состояние. Данное требование также распространяется на объекты, где происходили аварии, связанные с разрушением конструкций и разлитием ГСМ;

Внедряемые системы мониторинга должны отслеживать изменения проектных параметров резервуара в сторону критических значений (данные архивируются и вносятся на 12 месяцев в журнал событий), что позволяет прогнозировать чрезвычайные ситуации и управлять рисками;

Обработанная аналитика о состоянии объектов передается в систему управления промышленной безопасности верхнего уровня, а также поступает в территориальный орган Ростехнадзора, курирующий данное предприятие;

Контрольно-надзорные органы осуществляют дистанционное взаимодействие с организациями, эксплуатирующими сварные вертикальные цилиндрические резервуары для нефти и нефтепродуктов как ОПО, непрерывно получая динамические показатели и аналитику, мониторинга технологического процесса и технического состояния резервуара в режиме реального времени.

Владельцы резервуаров обязаны уведомлять надзорные органы о сроках начала и окончания работ по капитальному ремонту резервуаров, расположенных в Арктической зоне.

При анализе данной информации и существующей нормативной базы профессиональные участники рынка приходят к следующим выводам:

1. Возможно ли включение мониторинга резервуаров в федеральные нормы и правила (ФНП)? – Да. На сегодняшний день это не только возможно, но и необходимо, поскольку автоматизированный дистанционный мониторинг является одновременно:

  • комплексной организационно-технической системой промышленной безопасности и производственного контроля предприятия данного вида ОПО;
  • технологией федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
  1. Актуальные на сегодняшний день федеральные нормы и правила (ФНП), касающиеся в целом хранилищ нефти и нефтепродуктов, и в частности, нефтяных резервуаров не конституируют статус мониторинга как вида современного дистанционного контроля, проводимого в рамках системы. Следствием этого является недостаточность как технического, так и организационно-правового обеспечения проектирования и внедрения подобных автоматизированных систем, а также отсутствие определенности в отношении ответственных лиц, со стороны регулятора;3. Следствием пробелов в нормативно-правовой базе, в частности, неопределенности и сложности регулирования дистанционного контроля в рамках системы мониторинга, как вида надзора, является целый комплекс организационно-технических проблем;4. В настоящий момент существует неопределенность в отношении передаваемой в надзорные органы информации, отсутствуют рекомендации по составу и иерархии основных контролируемых источников опасностей, а также по критериям соответствия деятельности предприятий обязательным требованиям промышленной безопасности для проектирования системы и определения состава передаваемой информации в Ростехнадзор;5. Статус непрерывного дистанционного мониторинга (программно-технических комплексов) как системы контроля промышленной безопасности резервуаров это:
  • единые требования для данных систем мониторинга,
  • характеристики самого канала связи (технические характеристики, требования к информационной безопасности).

Задайте вопрос

Хотите получить бесплатную консультацию по услугам компании IMS?

Кратко опишите вопрос, и мы дадим вам приблизительную оценку стоимости и сроков разработки.

Заполните форму или позвоните нам

    Тоже интересно

    Задайте вопрос

    Хотите получить бесплатную консультацию по услугам компании IMS?

    Кратко опишите вопрос, и мы дадим вам приблизительную оценку стоимости и сроков разработки.

    Заполните форму или позвоните нам