15 декабря 2020 г. Ростехнадзором был утвержден приказ от № 529 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», ужесточающий требования к содержанию и оснащению хранилищ нефти и нефтепродуктов.
Положение распространяется и на вертикальные цилиндрические стальные сварные резервуары вместимостью от 100 до 50000 м3, используемые для хранения нефти и нефтепродуктов в зависимости от их физико-химического состава, конструктивного и климатического исполнения, взрывоопасности, в том числе на нефтяные резервуары следующих типов: РВС (резервуар со стационарной крышей без понтона, РВСП (резервуар со стационарной крышей с понтоном), резервуар с плавающей РВСПК (универсальные), РВСС (в северном исполнении).
При подготовке данного документа были использованы результаты расследования экологической катастрофы в Норильске, произошедшей 29 мая 2020 года, а также материалы внеплановых проверок анализа технического состояния нефтяных резервуаров в Арктической зоне.
29 мая 2020 года на территории ТЭЦ Норильского промышленного района Красноярского края произошла разгерметизация стального цилиндрического вертикального резервуара с дизельным топливом. В результате разлива нефтепродукта более 15 тысяч тонн ГСМ попали в акватории рек Далдыкан и Амбарная, 6 тысяч тонн — в грунт. Правительством Красноярского года в Норильске и на Таймыре был введен режим ЧС федерального значения.
Впоследствии Росприроднадзор оценил ущерб, нанесенный экологии в результате этой крупнейшей аварии в 148 миллиардов рублей. На ликвидацию ЧП (только прямые затраты) владельцем резервуара было затрачено 11,5 млрд рублей. По решению Арбитражного суда Красноярского края в феврале 2021 года виновные в экологической катастрофе выплатили сумму компенсации ущерба в 146,2 млрд рублей.
Согласно заключению госорганов РФ, а также крупной международной компании, проводивших расследование аварии, непосредственной ее причиной стало оседание основания резервуара (вследствие оттаивания многолетнемерзлых грунтов), что привело к деформациям выработавшего свой ресурс объекта и далее – к разрушению корпуса резервуара.
По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), с 2016 года надзорное ведомство не получало данных о критическом техническом состоянии резервуара: в виду того, что объект был выведен владельцем в ремонт, Ростехнадзор не имел возможности его проверки, что явилось, по мнению экспертов, важнейшей предпосылкой аварии.
Основное внимание в документе уделено обеспечению безопасной эксплуатации резервуаров нефтепродуктов в части регламентации эксплуатационно-технологических процессов и операций: транспортировки, приема, отгрузки, сливоналивным операциям, защиты от перелива, нормирования, дренажа и утилизации нефти и нефтепродуктов, эксплуатации и ремонта сливоналивных эстакад и цистерн, разогрева застывающих и высоковязких нефтепродуктов, молниезащиты и противопожарной защиты.
Первое представление об автоматизированном мониторинге технического состояния нефтяных резервуаров появляется в разделе, посвященном резервуарным паркам, где отмечается, что данные объекты должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров, которые должны регистрироваться приборами с выводом показаний в помещение управления (операторную) и документироваться. Таким образом, описывается комплекс программно-технических средств СОУ с диспетчеризацией данных.
При этом документ конституирует не внедрение автоматизированных систем непрерывного мониторинга резервуаров в процессе их эксплуатации (которые являлись бы одновременно инструментом внутреннего производственного контроля и формой государственного надзора), но обязательное наличие неких предустановленных «технических решений», включающих контрольно-измерительные приборы, количество и порядок размещения которых нужно закладывать еще на этапе разработки проектной документации в зависимости от типа емкостей, условий их хранения и расположения в составе склада.
Так же в правилах подчеркивается, что в процессе эксплуатации резервуаров необходимо обеспечивать осмотр их технического состояния и техническое диагностирование в соответствии с требованиями организации-изготовителя, указанными в технической документации и определенными проектной документацией (документацией на техническое перевооружение).
В документе не конкретизируются параметры, порядок и алгоритмы «осмотра и диагностирования» (что считать ключевыми данными, позволяющими делать вывод о «здоровье» объекта, целесообразности его дальнейшей эксплуатации или наоборот, о полной выработке ресурса и его критическом состоянии, сигнализирующем о необходимости вывода резервуара из эксплуатации). Не дает четких рекомендаций владельцам резервуарных парков и их ИТ-подрядчикам по организации контроля объектов и положение Правил о том, что за осадкой основания каждого резервуара должно быть установлено систематическое наблюдение.
— Резервуар должен быть освобожден от нефтепродукта и выведен из эксплуатации при недопустимой неравномерной осадке, как указывает документ (Какую именно осадку считать недопустимой?);
— Результаты контроля технического состояния резервуара должны отражаться в журнале (эксплуатационном паспорте) резервуара (какие именно контрольные данные и с какой частотой нужно заносить в журнал объекта?);
— В первые 4 года после ввода резервуара в эксплуатацию (или до полной стабилизации осадки основания) необходимо ежегодно проводить нивелирование окрайки днища в абсолютных отметках, не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 метров.
В этой связи можно попытаться получить более точную методическую информацию по задачам и алгоритмам обследования и диагностирования резервуаров из другого положения надзорного ведомства:
— РД 08-95-95 «Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 25.07.95 N 38 (введен в действие с 01.09.95).
В основу оценки технического состояния резервуаров, как указывает этот специальный нормативный документ по диагностике резервуаров, положена цель безаварийной эксплуатации указанных опасных производственных объектов, для достижения которой необходимо контролировать следующие причины:
— наличие в материале и конструкциях объекта дефектов, развитие которых в процессе эксплуатации может привести к разрушению элементов резервуара;
— изменения геометрических размеров и осадки, крена основания по отношению к проектным значениям, которые вызывают сверхрасчетные напряжения;
— снижение конструктивной прочности несущих элементов резервуара, чреватые потерей им герметичности и последующим разрушением.
Положение предусматривает порядок и алгоритмы оценки технического состояния резервуаров по совокупности диагностируемых параметров с целью выработки рекомендаций об условиях их дальнейшей безопасной эксплуатации с вероятным остаточным ресурсом, сроках и уровнях последующих обследований, либо о необходимости проведения ремонта или исключения их из эксплуатации.
В другом месте документа указывается, что при измерении геометрических параметров конструкций должны использоваться стандартные или специальные методы и средства измерения, позволяющие получить точность не менее ± 0,1 мм. Однако, несмотря на то, что данный уровень точности измерений на практике можно получить сегодня только с помощью методов и цифровых средств автоматизированного мониторинга, и этом в документе «автоматизированный мониторинг» не получает своего статуса как высокоточного способа дистанционного контроля, предполагающего анализа большого числа данных, характеризующих состояние объекта и позволяющего делать достаточно точные прогнозы развития этого состояния.
Под мониторингом в данном случае следует понимать режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации об объектах контроля с использованием систем и методов дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств должностными лицами контрольного органа в целях предотвращения причинения ущерба охраняемым законом хозяйственным и экологическим ценностям.
Общий принцип производственного контроля следующий: чем ближе состояние конструкций подходит к предельным (предаварийным) состояниям, тем меньше период контроля. Другими словами, чем выше риск разрушения, тем более целесообразен автоматизированный мониторинг.
В соответствии с указанными требованиями законодательства, информационная система мониторинга резервуаров должна осуществлять:
— автоматизированный мониторинг и объективный организационно-технический контроль технологических и производственных процессов ОПО в нормальных условиях (аналитика динамических контролируемых показателей);
— предупреждение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (формирование расчетных моделей рисков, идентификация опасностей, анализ угроз);
— контроль и управление происшествиями (инциденты, аварии, пожары, несчастные случаи), способствуя локализации и минимизации последствий — людских потерь, травматизма и материального ущерба в аварийных условиях.
В этой связи, в отсутствующих в конечной редакции документа проектных тезисах Правил намерения Ростехнадзора по отношению к рынку нефтяных резервуаров были выражены гораздо более определенно:
Стальные вертикальные резервуары со сроком службы более 20 лет предлагается оснащать автоматизированными системами мониторинга и анализа, способными отслеживать их техническое состояние. Данное требование также распространяется на объекты, где происходили аварии, связанные с разрушением конструкций и разлитием ГСМ;
Внедряемые системы мониторинга должны отслеживать изменения проектных параметров резервуара в сторону критических значений (данные архивируются и вносятся на 12 месяцев в журнал событий), что позволяет прогнозировать чрезвычайные ситуации и управлять рисками;
Обработанная аналитика о состоянии объектов передается в систему управления промышленной безопасности верхнего уровня, а также поступает в территориальный орган Ростехнадзора, курирующий данное предприятие;
Контрольно-надзорные органы осуществляют дистанционное взаимодействие с организациями, эксплуатирующими сварные вертикальные цилиндрические резервуары для нефти и нефтепродуктов как ОПО, непрерывно получая динамические показатели и аналитику, мониторинга технологического процесса и технического состояния резервуара в режиме реального времени.
Владельцы резервуаров обязаны уведомлять надзорные органы о сроках начала и окончания работ по капитальному ремонту резервуаров, расположенных в Арктической зоне.
При анализе данной информации и существующей нормативной базы профессиональные участники рынка приходят к следующим выводам:
1. Возможно ли включение мониторинга резервуаров в федеральные нормы и правила (ФНП)? – Да. На сегодняшний день это не только возможно, но и необходимо, поскольку автоматизированный дистанционный мониторинг является одновременно:
Хотите получить бесплатную консультацию по услугам компании IMS?
Кратко опишите вопрос, и мы дадим вам приблизительную оценку стоимости и сроков разработки.
Хотите получить бесплатную консультацию по услугам компании IMS?
Кратко опишите вопрос, и мы дадим вам приблизительную оценку стоимости и сроков разработки.